Корреспондент портала «Мобильные коммуникации» попросил Алексея Волынкина, коммерческого директора Nexign (входит в «ИКС Холдинг») рассказать о том, как меняются потребности операторов связи с появлением новых технологий – 5G, Интернет вещей, блокчейн. А также рассказать о стратегии компании на международном рынке.
Расскажите о трансформации «Петер-Сервис» в Nexign. В чем уникальность нового бренда?
В прошлом году на Mobile World Congress 2018 в Барселоне мы объявили о новой бизнес-стратегии, цель которой – стать влиятельным игроком на международной арене. Мы представили рынку новый бренд и обновили продуктовое портфолио. Миссия Nexign – помочь операторам связи стать поставщиками цифровых услуг с помощью трансформации их бизнес-моделей и предоставления им возможностей для получения дополнительных источников дохода.
Какова стратегия компании на международном рынке? В чем вы видите основные конкурентные преимущества Nexign?
Бизнес нашей компании сфокусирован на рынках России и СНГ, Ближнего Востока, Средней Азии, Африки и Юго-Восточной Азии. За последний год мы значительно расширили там свое присутствие с помощью региональных партнерств, также были приглашены к участию в крупных тендерах. Технологические и функциональные особенности нашего портфолио позволяют нам конкурировать с игроками, уже успевшими прочно закрепиться в данных регионах. В то же время, нарабатывая экспертизу на внешних рынках, мы обеспечиваем новыми подходами и лучшими мировыми практиками наших российских клиентов, которые это очень ценят.
Одно из ключевых преимуществ Nexign – 27-летний опыт взаимодействия с операторами уровня Tier-1 и реализация сложных и масштабных проектов по трансформации биллинговой системы у таких клиентов, как, например, компания «МегаФон». Мы продолжаем расширять эту экспертизу и применять ее за рубежом. Проекты по модернизации BSS-систем становятся все более рискованными и сложными для операторов. Мы отмечаем, насколько важно для наших клиентов иметь не просто поставщика услуг, а надежного партнера, который предоставляет высокотехнологичные, ориентированные на будущее продуктовые решения, а также способен обеспечить высокую скорость внедрения. Поэтому для нас было важно не только привнести на новые рынки функциональные преимущества продуктов, но и обеспечить дифференциацию компании на основе нефункциональных аспектов – гибкости и кастомизации в работе с клиентом.
Какие наиболее актуальные тенденции развития мирового и российского телеком-рынка вы могли бы выделить?
Цифровая трансформация является одним из важнейших факторов, определяющих развитие телекоммуникационной отрасли по всему миру. По данным исследования ICT Enterprise Insights, проведенного аналитической компанией Ovum, сектор телекоммуникаций демонстрирует самые высокие темпы цифровой трансформации: уровень цифровой зрелости в нем составляет 43,9%.
Мы понимаем, что для сохранения позиций на рынке и роста выручки операторы связи должны адаптировать свои предложения с учетом требований цифровой экономики и растущего спроса со стороны абонентов на более разнообразные и персонализированные предложения. Для этого им необходима поддержка BSS-вендора, предлагающего решения с поддержкой новых технологий, таких как 5G, блокчейн, Интернет вещей и других. В то же время необходимость сокращения совокупной стоимости владения вынуждает операторов активнее использовать облачные технологии и виртуализацию.
Как меняются потребности операторов связи с появлением новых технологий и как изменяются их требования к BSS-системам?
С появлением стандарта 5G в отрасли произойдут значительные изменения, и операторам нужно будет пересмотреть свои подходы к монетизации. Мы видим, как под влиянием этих тенденций отраслевые ассоциации TM Forum и 3GPP начинают уделять все большее внимание в разработке различным сценариям использования 5G. Таким образом, чтобы воспользоваться преимуществами от внедрения новой технологии, операторам предстоит провести большую работу по трансформации BSS. Для поддержки 5G в BSS-системе необходима настройка новых моделей тарификации, формирования начислений и управления политиками.
Также стремительно набирает популярность eSIM (embedded SIM, встроенный модуль идентификации абонента). В 2018 технологию начали поддерживать операторы США, Китая, Японии, Таиланда и Европы, запустив на ее основе новые сервисы. С появлением 5G темпы внедрения eSIM увеличатся. Для управления абонентами и устройствами с поддержкой eSIM одной BSS-системы – какой бы гибкой она ни была – будет недостаточно. Здесь потребуется тесное взаимодействие игроков телеком-рынка на глобальном уровне и построение эффективных цифровых партнерств.
Технология блокчейн также находится в стадии активного развития: здесь наблюдается сдвиг предложения решений от сегмента B2C к более консервативному и технологически сложному B2B. В прошлом году Nexign в партнерстве с Bubbletone адресовали рынку инновационное решение, которое представляет собой безопасную цифровую площадку (digital marketplace) на базе технологии блокчейн c бесшовной интеграцией с BSS. Оно открывает операторам дополнительные возможности для запуска комплексных продуктов, формирования индивидуальных предложений для абонентов в роуминге, а также позволяет операторам значительно увеличить выручку от услуг, предоставляемых в роуминге.